четверг, 3 января 2013 г.


Методика взаимопередачи тем (МВТ).

Для урока иностранного языка наибольшую ценность представляют  методика взаимопередачи тем (МВТ) и методика взаимообмен заданиями (МВЗ).
МВТ решает дидактическую задачу по изучению нового материала. Используется во всех возрастных группах, не имеющих навыки работы с литературой. Требует от 90 мин. и больше.
Учитель готовит карточки. Каждая карточка включает определенную тему, под темой понимается определенный теоретический вопрос небольшого объема (часть §, учебника, весь §, какой-нибудь текст и подобранные к нему контрольные вопросы, упражнения, практические задания, опыты в 3-х уровнях сложности). Задания 1-го уровня сложности рассчитаны на понимание каждой части текста. Задания 2го уровня - всего текста в целом. Задания 3-го уровня -на осознание и понимание всей программной темы и взаимосвязи ее с другими учебными темами. Задания всех трех уровней могут быть на одной карточке, а можно задание 3-го уровня писать на отдельной карточке. Задания 3-го уровня рассчитаны на сильных учеников, выполняются по желанию и являются необязательными.
 Организация работы ученика.
Каждый ученик получает тему, т.е. дидактическую карточку с указанием страниц учебника и первую тему ученик прорабатывает самостоятельно. Ученик читает первую часть темы, выделяет главные мысли. Может записать их в тетрадь, выяснить значение незнакомых слов и терминов. Выполняет задание 1-го уровня и переходит к такому же изучению второй части своей темы, третьей и т.д.
В тетради ученика должна остаться четкая запись ответов на вопросы, указанных заданий первого уровня сложности. После изучения всего текста ученик выполняет задания третьего уровня сложности.
Организация работы пары учеников.
Когда ученик А. выполняет задание 2-го уровня сложности, находит партнера по цветовому сигналу. Ученик А. называет свою тему, знакомит партнера с содержанием задания и текстом учебника. Ученик А. рассказывает партнеру содержание первого абзаца текста, затем ждет, пока партнер прочтет этот текст по книге, глазами или вслух. Затем оба партнера обсуждают содержание данной части, задают друг другу вопросы, выписывают необходимые сведения, заполняют таблицы и т.д. После этого ученик А. следит за выполне¬нием партнером задания 1-го уровня сложности, проверяет его, консультирует. Ученик А. аналогично передает все другие части своего текста. Ученик Б. читает эти части и отвечает на вопросы пер¬вого уровня сложности. Затем таким же образом, поэтапно чере¬дуясь с чтением текста передает ученику А. свою тему. Как только ученики А. и Б. обменялись темами, они обмениваются карточками и выполняют задания со 2-го уровня сложности. Если один из партнеров еще не готов к проверке, другим партнером выполняется задание 3-го уровня.

Методика взаимообмен с заданиями (МВЗ).
МВЗ решает дидактическую цель изучения нового материала, обобщения и систематизации, по контролю заданий. Требует от 90  мин. и более. Рассчитана на все возрастные группы. Требует общих учебных умений: читать, задавать вопросы, уметь выделять главное, пересказывать.
Учитель готовит блок дидактических карточек по изучаемому материалу, в блоке от 2-х до 8-ми карточек. Если тема большая и содержание не вмещается, то делают два блока. Карточка состоит из 2-х частей:
вверху: задание по самостоятельному изучению какого-то
вопроса с указанием страницы или сам теоретический материал, выделяются те вопросы, на которые надо обратить особое внимание.
внизу:  одно или несколько заданий для проверки понимания того, что выучили в первой части карточки.

Организация работы одного ученика и пары учеников.
Все учащиеся получают карточку определенного цвета и самостоятельно выполняют 1-ю и 2-ю части карточки (индивидуальность определяется временем учебы). Учитель помогает тем, кто не справляется - личное общение учителя и ученика. Если нужно, учащиеся фиксируют в тетрадь некоторые вопросы. По цветовому сигналу находят партнера с карточкой отличного от него цвета. Задача каж¬дого ученика - отработать все карточки блока.
Ученик А. объясняет ученику Б. 1-ю часть своей карточки до тех пор, пока ученик Б. не поймет и не выучит материал. Цель ученика А. - обучить партнера Б. Затем ученик Б. аналогично учит ученика А., после чего меняются карточками и выполняют 2-ю часть новой для себя карточки (выучить так, чтобы партнер мог выполнить задание). В случае одинакового ответа пара распадается, а в случае несогласия зовут учителя. Ученик А. уходит с карточкой ученика Б.

Итоговый контроль имеет разновидности:
- зачет по "вертикали" (несколько учащихся принимают зачет у всех в данном классе);
- зачет по "горизонтали" (принимает параллельный класс у другого класса в парах);
- "зачет-вертушка", проводимый в парах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;
- зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса;
- зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу;
- тестирование;
- проверка тетрадей;
- самостоятельная работа;
- взаимоконтроль.


Технология КСО на уроке иностранного языка.

Одним из путей придания учебной деятельности коллективного характера является технология КСО (коллективный способ обучения).
КОЛЛЕКТИВНЫМ СПОСОБОМ ОБУЧЕНИЯ является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучить сразу много детей, осуществить массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объяснялось, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.
Позднее в небольшом украинском местечке Корнин, которое расположено между Киевом и Житомиром, в 1918 году произошло событие, которое и по сей день имеет большое значение для педагогики и развития школьного дела. А.Г.Ривин, русский советский педагог – новатор ввел сотрудничество учащихся друг с другом. Ученики Ривина работали в парах и очень редко работали группами. Учебные пары не были постоянными, напротив, их состав постоянно менялся. Получалось так, что каждый ученик по очереди работает со всеми другими учениками данной группы.
В 1968 году доцент МГРИИЯ им. Мориса Тореза А. С. Границкая совершенно самостоятельно стала организовывать работу своих студентов при изучении иностранного языка в парах: во-первых, постоянных – она их называла «статическими»; во-вторых, в парах, состав которых периодически менялся - такие пары она стала называть «динамическими». Именно эти пары регулярно использовал в своей работе А.Г.Ривин.
Личный опыт и вся предшествующая практика убедили А. Г.Ривина в следующем: ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Словом, ученик применяет и рассказывает другим до тех пор, пока сам не овладеет новым знанием или умением в совершенстве.
А. Г. Ривин, а также В. К. Дьяченко, современный теоретик коллективного способа обучения, используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя формулу динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕХНОЛОГИИ.

По уровню применения: общепедагогическая;
По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская;
По основному фактору развития: социогенная;
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная;
По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД) - способы умственных действий);
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная;
По типу управления: репетитор + система малых групп;
По организационным формам: альтернативная, классно-урочная;
По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная;
По направлению модернизации: альтернативная;
По категории обучаемых: массовая.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ.

- Усвоение ЗУН;
- Развитие коммуникативных качеств личности (СУД);
- Создание интернациональной трудовой школы.

Концептуальные положения
КСО - это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар.

ПРИНЦИПЫ:
–          завершенности или ориентации на высшие конечные результаты
–          непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний другому
–          сотрудничества и взаимопомощи между учениками
–          разнообразия тем и заданий (разделение труда)
–          разноуровневости, разновозрастности участников педагогического процесса
–          обучения по способностям индивида
–          педагогизации деятельности каждого ученика.


План работы методического объединения  
учителей
иностранных языков 
Еравнинского района
на начало 2013 .г


Руководитель МО – Цыбикова С.Ж.




1. Подготока к ЕГЭ по немецкому языку и по английскому языку. Участие в семинарах БГУ по подготовке ЕГЭ. Участие в Интернет-семинаре Гёте – института г.Москва.
2. Подготовка к республиканской олимпиаде
3. Участие в НПК районного и республиканского уровня по германской и английской филологии
НПК «Шаг в будущее»; 
НПК «Сибирская весна»
НПК «Национальное достояние России». 
НПК «Чтения Вернадского
НПК «Иностранный с удовольствием» на базе СООСШ-2. 

4. Семинары:
Районный семинар учителей иностранных языков в Попереченской сош. Открытый урок и внеклассные мероприятия 

5. Опытно-экспериментальной деятельность 
Создать электронный учебник по подготовке к ЕГЭ. 
Создать брошюру «Подготовка к олимпиаде по немецкому языку для учащихся, изучающих немецкий язык как второй
Создать брошюру «Разговорный бурятский язык» с аудиотекстом, рабочей тетрадью с опорой на методику преподавания иностранного языка
Создать тренажёры по иностранным языкам 

6. Публикации
Публикации по методике преподавания языка, по страноведению

7. Конкурсы
Участие в конкурсе Гёте – института (стажировка в Германии)
Участие в конкурсе «Лучшие учителя России» 


Открытый урок в 3-б классе

на районном семинаре учителей

иностранных языков

Учитель – Цыбикова С.Ж.

Тема урока: У Мисс Четтер день рождение
Цель урока:
развитие навыков диалогической и монологической речи
работа над техникой чтения
Форма урока – индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная
Оснащение: доска, картины, аудиотекст, раздаточный материал
Структура урока:
1.      Начало урока. Оргмомент
2.      Фонетическая зарядка
Little mice, little mice!
Would you like a piece of ice?
No, that we would like a piece of cheese.
Ok then, say please.
3.      Работа с учебником. Мисс Четтер сегодня день рождение. Посмотрим в какой магазин она идёт и какие продукты она покупает. Упр 1, 2, 3
4.      Помогите накрыть стол Мисс Четтер.
5.      Работа над диалогом. Стол накрыт. О чём разговаривает Мисс Четтер с гостями?
А) прочитайте диалог
Would you like some tea?
Yes, please.
Here you are.
Thank you. May I have some jam, please?
Yes, of course. Help yourself.
Thank you.
You are welcome
Б) Вместо точек ставьте необходимые по смыслу слова
Would you …. some tea?
Yes, …….
 Here …..are
Thank you. May I ….. some jam please.
Yes, of …... Help …….
Thank …
You ….. welcome
В) Восстановите диалог
……  … …… ….. …?
Yes, please.
…. … ….
Thank you. May I have some jam, please?
…, ..  …... …. ……...
Thank you.
… … …….
Г) Восстановите диалог
Would you like some tea?
…, …….
Here you are.
…..  …..  … . …. …. …, ……?
Yes, of course. Help yourself.
….. ….
You are welcome

Д) Опираясь на диалог, составьте свой разговор
Would you like some ….?
Yes, please.
Here you are.
Thank you. May I have some …, please?
Yes, of course. Help yourself.
Thank you.
You are welcome

6) Пары проверяют друг друга

7) Работа над техникой чтения. На дне рождения бывают развлечения. В честь Мисс Четтер мы организуем легкоатлетический кросс. Кто прочтёт текст без ошибок, тот достигнет фминиша.

8) На дне рождения бывают подарки. Мы сейчас узнаем, что подарили Мисс Четтер её друзья – Мистер Гринвуд, Мисс Рул, Мисс һеппи и Джим и Джилл.  Каждая группа получает соответствующий тест и пересказывает по типу снежного кома.

Mr. Greenwood has got a parrot Rocky. He is big and funny. He eats corn. He can sing, fly and skip.
Miss Happy has got a cat Jane. She is white, funny. She eats ham and drink milk. She can sing very well.
Miss Rule has got a mouse Mary. She is nice and brave. She eats cheese. She can dance and play chess.
Jim and Jill have got a dog Jack. He is smart and not lazy. He eats bread and fish. He can run, swim and jump

9) Пересказ по опорным словам
 has got
She (he) is
eats
can

10) А сейчас мы напишем открытку Мисс Четтер. Здесь некоторые слова размыты дождём. Давайте восстановим текст за  5 минут

Dear Miss Chatter!
Thank you for your fine birthday! We sing and (1……).  We eat with pleasure (с удовольствием). The cat Jane drinks (2 ……). The mouse Mary eats (3……). Rocky (4……) corn.  Miss Chatter says (говорит): “Help (5…..).
yourself, dance, eats, cheese, milk

1 ________      2 _______
3 ________      4  ______________
5 _______
                  11. Итак, проверяем
Ответы

  1. dance
  2. milk
  3. cheese
  4. eats
  5. yourself

Оценка
      5 +       - «5»
      4+        - «4»
      3+, 2+  - «3»
      1+,0     - «2»


Программа районного семинара учителей иностранных  языков
«Использование методик КСО и информационных технологий на уроках иностранного языка  в условиях введения ФГОС»
Цель семинара:
повышение уровня информационной компетентности учителей,  мотивация к применению информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому языку
Задачи:
     - Развитие познавательных, страноведческих, культурологических интересов через систему проведения открытых уроков и внеклассных тематических мероприятий
      - Использование методик КСО и информационных технологий на уроках
     - Научно- исследовательская работа учащихся и учителей
     - Методическая помощь молодым учителям

 Место и дата проведения: МБОУ «СОСОШ  № 1», 31 октября
 Оргвзнос – 150р (завтрак, обед, диск с методическими материалами)
Форма проведения: семинар
 Режим работы: с 09.00 – 15.00
 Участники семинара:  учителя английского языка и немецкого языков района
Программа семинара
 09.00 – 10. 05 – регистрация участников семинара. Завтрак.
 10.15-10.55 – открытый урок английского языка во 2б классе. Учитель – Жамбалова И.В.
 11.10-.11-50 – открытый урок английского языка в 3б классе. Учитель – Цыбикова С.Ж.
 12.05-12.45  -   открытый урок английского языка в 7а классе. Учитель – Хандаев Э.Р. 
 12. 50 – 14.00 –
Из опыта работы:
1.      «Реализация ФГОС на уроках иностранного языка» ,  учитель Цыбикова С.Ж.
2.      «Особенности работы с учащимися начальных классов» – методическая копилка,   учитель Жамбалова И.В.
3.      «Формирующее оценивание на уроках английского языка» = учитель Хандаев Э.Р.
4.      Методический конкурс для учителей иностранных языков
14.00 - 14.30 - Обед
 14.30 – 15.00 -  Подведение итогов семинара.