четверг, 3 января 2013 г.


Методика взаимопередачи тем (МВТ).

Для урока иностранного языка наибольшую ценность представляют  методика взаимопередачи тем (МВТ) и методика взаимообмен заданиями (МВЗ).
МВТ решает дидактическую задачу по изучению нового материала. Используется во всех возрастных группах, не имеющих навыки работы с литературой. Требует от 90 мин. и больше.
Учитель готовит карточки. Каждая карточка включает определенную тему, под темой понимается определенный теоретический вопрос небольшого объема (часть §, учебника, весь §, какой-нибудь текст и подобранные к нему контрольные вопросы, упражнения, практические задания, опыты в 3-х уровнях сложности). Задания 1-го уровня сложности рассчитаны на понимание каждой части текста. Задания 2го уровня - всего текста в целом. Задания 3-го уровня -на осознание и понимание всей программной темы и взаимосвязи ее с другими учебными темами. Задания всех трех уровней могут быть на одной карточке, а можно задание 3-го уровня писать на отдельной карточке. Задания 3-го уровня рассчитаны на сильных учеников, выполняются по желанию и являются необязательными.
 Организация работы ученика.
Каждый ученик получает тему, т.е. дидактическую карточку с указанием страниц учебника и первую тему ученик прорабатывает самостоятельно. Ученик читает первую часть темы, выделяет главные мысли. Может записать их в тетрадь, выяснить значение незнакомых слов и терминов. Выполняет задание 1-го уровня и переходит к такому же изучению второй части своей темы, третьей и т.д.
В тетради ученика должна остаться четкая запись ответов на вопросы, указанных заданий первого уровня сложности. После изучения всего текста ученик выполняет задания третьего уровня сложности.
Организация работы пары учеников.
Когда ученик А. выполняет задание 2-го уровня сложности, находит партнера по цветовому сигналу. Ученик А. называет свою тему, знакомит партнера с содержанием задания и текстом учебника. Ученик А. рассказывает партнеру содержание первого абзаца текста, затем ждет, пока партнер прочтет этот текст по книге, глазами или вслух. Затем оба партнера обсуждают содержание данной части, задают друг другу вопросы, выписывают необходимые сведения, заполняют таблицы и т.д. После этого ученик А. следит за выполне¬нием партнером задания 1-го уровня сложности, проверяет его, консультирует. Ученик А. аналогично передает все другие части своего текста. Ученик Б. читает эти части и отвечает на вопросы пер¬вого уровня сложности. Затем таким же образом, поэтапно чере¬дуясь с чтением текста передает ученику А. свою тему. Как только ученики А. и Б. обменялись темами, они обмениваются карточками и выполняют задания со 2-го уровня сложности. Если один из партнеров еще не готов к проверке, другим партнером выполняется задание 3-го уровня.

Методика взаимообмен с заданиями (МВЗ).
МВЗ решает дидактическую цель изучения нового материала, обобщения и систематизации, по контролю заданий. Требует от 90  мин. и более. Рассчитана на все возрастные группы. Требует общих учебных умений: читать, задавать вопросы, уметь выделять главное, пересказывать.
Учитель готовит блок дидактических карточек по изучаемому материалу, в блоке от 2-х до 8-ми карточек. Если тема большая и содержание не вмещается, то делают два блока. Карточка состоит из 2-х частей:
вверху: задание по самостоятельному изучению какого-то
вопроса с указанием страницы или сам теоретический материал, выделяются те вопросы, на которые надо обратить особое внимание.
внизу:  одно или несколько заданий для проверки понимания того, что выучили в первой части карточки.

Организация работы одного ученика и пары учеников.
Все учащиеся получают карточку определенного цвета и самостоятельно выполняют 1-ю и 2-ю части карточки (индивидуальность определяется временем учебы). Учитель помогает тем, кто не справляется - личное общение учителя и ученика. Если нужно, учащиеся фиксируют в тетрадь некоторые вопросы. По цветовому сигналу находят партнера с карточкой отличного от него цвета. Задача каж¬дого ученика - отработать все карточки блока.
Ученик А. объясняет ученику Б. 1-ю часть своей карточки до тех пор, пока ученик Б. не поймет и не выучит материал. Цель ученика А. - обучить партнера Б. Затем ученик Б. аналогично учит ученика А., после чего меняются карточками и выполняют 2-ю часть новой для себя карточки (выучить так, чтобы партнер мог выполнить задание). В случае одинакового ответа пара распадается, а в случае несогласия зовут учителя. Ученик А. уходит с карточкой ученика Б.

Итоговый контроль имеет разновидности:
- зачет по "вертикали" (несколько учащихся принимают зачет у всех в данном классе);
- зачет по "горизонтали" (принимает параллельный класс у другого класса в парах);
- "зачет-вертушка", проводимый в парах переменного состава, где в роли экспертов-координаторов могут быть учащиеся, учителя, учителя других школ;
- зачет принимают учитель и ассистенты-учащиеся того же класса;
- зачет принимают учителя, пришедшие на коллективное занятие в эту школу;
- тестирование;
- проверка тетрадей;
- самостоятельная работа;
- взаимоконтроль.

Комментариев нет:

Отправить комментарий