суббота, 29 сентября 2012 г.

Лошкарёва Юлия
ученица 9 класса

Синий цвет в английской культуре

1.     Оттенки синего цвета
Aquamarine - Аквамариновый
Azure - Лазурный
Baby blue - Светло-голубой
Blue - Синий
Blue-green - Сине-зеленый (цвет морской волны)
Blue-violet - Сине-фиолетовый (индиго)
Persian blue - Сиреневато-голубой
Prussian blue – Берлинская лазурь
cadet blue   серо-синий
cambridge blue    светло-голубой
lavender blush     голубой с красным отливом
light seagreen       цвет морской волны, светлый
light sky blue       небесно-голубой светлый
light slate blue     светлый грифельно-синий
mazarine    темно-синий
powder blue        синий с пороховым оттенком
royal blue   королевский синий (чистый, яркий оттенок синего)
sky blue     небесно-голубой
slate  синевато-серый
slate blue    грифельно-синий
slate gray   синевато-серый
smoke blue бледный серо-голубой
steel blue    синий со стальным оттенком

2.     История цвета. Indigo (индиго, темно-синий) - тоже название растительного красителя, получаемого из растения рода Indigofera, а слово ultramarine (ультрамарин,ярко-синий цвет) происходит от средневекового латинского слова ultramarinus, означавшего "за морем", потому что такую краску ввозили из-за пределов Италии.
3.     Синий цвет и фразеологизмы
blue in the face - раздухарившийся, возбуждённый
blue murder - вопль; громкий пронзительный крик
like blue murder - на полном ходу, на полной скорости
to cry oneself blue in the face - кричать до посинения
blue study - мрачные раздумья, тяжёлые мысли
blue fear - разг. испуг, паника, замешательство
to look blue - иметь унылый вид
to be blue - хандрить
blue devils - уныниебелая горячка
to drink till all's blue - допиться до белой горячки
out of the blue - совершенно неожиданно, как гром среди ясного неба
to make the air blue - ругаться
by all that's blue! - чёрт побери!
bluestocking - учёная женщина, "синий чулок"
once in a blue moon - очень редко
blue joke - пошлая шутка
blue water - открытое море
blue pages - голубые страницы (раздел в телефонном справочнике, где перечислены телефоны и адреса правительственных ведомств)
blue law - пуританский закон (закрытие театров по воскресеньям, запрещение продажи спиртных напитков; в США)
true blue - член партии вигов
blue boy - полицейский; ист. северянин (в Гражданской войне США; между северными и южными штатами)
blue-on-blue - воен. "синие по синим", огонь по своим

blue chip - карт. синяя фишка (в покере; имеет самую высокую стоимость)
Контрольная работа 
Для 5-б класса
To be
 I Проспрягайте во всех лицах в простом настоящем времени:        to be a student.
II. Заполните пропуски соответствующими личными формами глагола to be в простом настоящем времени         (am, is или are).
1.We ... students. ... you a student?
2.No, I ... not. I ... an economist.
3.  ...   Ivanov an economist too?
4.  No, he... a doctor. And Petrov and Belov ...  drivers.
III.   Переведите следующие предложения в вопросительную и отрицательные   формы:
1 .Не
is in the library.
2. They are students of the Academy.
3.1 am married.
4.The students are at the lecture now.
IV. Заполните пропуски соответствующими личными формами глагола to be в простом настоящем времени (am, is или are)
1   My name     Ben I      a student 21   19 My father      45
3       My mother     40
4       They      foreigners
5       Our college        not very large
V. Переведите следующие предложения в вопросительную и отрицательную формы
1       I am at the lesson
2       We are friends
3       This boy is 17
4       They are late today

четверг, 27 сентября 2012 г.

Символика счастья у англичан

Выполнила - Аранзаева Бальжина, ученица 10 класса
Руководитель - Цыбикова Сэсэгма Жигжитовна
Введение.
В настоящее время проблема выявления национально-культурной специфики картины мира широко обсуждается в научной литературе. Актуальность данного исследования определяется тем, что в рамках английской картины мира сделана попытка изучить такую культурную категорию, как символику счастья, а также отсутствием такового исследования в рамках бурятской культуры. Анализ результатов освоения человеком окружающей действительности предполагает обращение, прежде всего к фольклору, этнографии, поскольку наиболее архаичный пласт культуры фиксируется именно здесь. Счастье – фундаментальная категория человеческого бытия. В связи с этим требует специальных исследований символика счастья, относящаяся к числу базовых понятий культуры. Набор компонентов этого ментального образования, его символическое прочтение зависят от этнических предпочтений носителей конкретной культуры, поэтому необходимо лингвокультурологическое исследование данного на материале разных языков, генетически не связанных, типологически не сходных. Национальный характер складывается тысячелетиями под влиянием климатических, социальных условий, религиозных устоев. Весь уклад жизни англичан, а также бурят, в прошлом кочевников, нашел отражение в традициях, обычаях, в разных жанрах народного творчества.
Объектом исследования является традиционная английская культура в основных сферах своего проявления: в фольклоре, этнографии, в ритуале и бытовой практике. Предметом изучения – символы счастья в английском и в сравнительном аспекте бурятском языках.
Целью исследования является выявление и описание символов счастья
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Выявить основные символы счастья  английского народа, раскрыть их семантику
Показать этническую специфику символов счастья бурят в сопоставительном аспекте.
Описать традиционные представления англичан и бурят о счастье и их национально-культурное своеобразие.
Основными источниками исследования послужили: Энциклопедия «Википедия» (Интернет);  Этнографические заметки Хангалова; Словарь символов Х.Керлота, а также материалы, записанные от информантов. (Б. Дыжитов, преподаватели, учащиеся Сосново-Озерское средней обшеобразовательной школы №1  )
    Методы исследования. Для достижения поставленной цели и решения исследовательских задач методы и приемы лексико-семантического и сопоставительного анализа.
    Научная новизна. В работе впервые подвергаются комплексному анализу такие категории культуры, как представление о счастье. Исследование выполнено на стыке различных наук: языкознания, этнологии, фольклористики.
    Теоретическая значимость. Материалы данной работы могут служить источником для исследований этнического своеобразия в восприятии окружающего мира носителями английского и бурятского языков.
    Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут найти непосредственное применение:
-  при сравнительном изучении национальной картины мира англичан и других народов;
-  выявление универсальных и специфических черт символики счастья в картине мира англичан и бурят будет способствовать оптимизации процесса межкультурного общения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
        Глава 1. «Символика счастья у англичан»
Символика- совокупность символов. Символ – знак, имеющий смысл. Что значит «счастье»? Цитируем из энциклопедии «Википедия»: «Счастье – это благосостояние, здоровье, долгая жизнь». Мнения наших информаторов: «Счастье – это тепло во время холода, еда во время голода, солнце после тучи». Исследование символов, приносящих счастье, ведём в двух направлениях. С одной стороны, это одушевлённые предметы (люди, животные, насекомые); с другой стороны – это неодушевлённые предметы.
1 группа
Трубочист. Есть такая примета у англичан: если встречают перед Рождеством трубочиста, то весь год будет удачным.  Раньше, когда печь служила источником тепла, еды, то неисправность её считалось катастрофой. Исправляющий и чистящий печь трубочист приносил счастье в дом.
Божья коровка. Считалось, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес, чтобы передать человеку волю божью. В англоязычных странах божью коровку называют Ladybird, Ladybug или Lady Beetle. Объединяющее эти названия слово «Lady» подразумевает Деву Марию, соответственно божья коровка в католических странах считается насекомым Божьей Матери. Само собой, что убивать его нельзя. Многие народы верили, что ее молочком питаются сами боги, поэтому божью коровку ни под каким предлогом нельзя было убивать.
Заячьи лапы служат талисманом, приносящим счастье. Вообще заяц как положительное существо фигурирует в некоторых праздниках. Дети верят, что заяц приносит им пасхальные яйца.
Дикий кабан у древних англичан являлся одним из важных средств питания. Поэтому маленькие фигурки свиней, поросят дарят в знак пожелания богатства.
Существует народное поверье о том, что если в доме живет трехцветная кошка, то в этом доме рождается счастье и особенное покровительство. Белая кошка с черными и рыжими пятнышками имеет наиболее ценное значение. Белый цвет - это чистота и непорочность; черный - способность сражаться со злыми духами и бесами; рыжий - привлекает в жилище деньги и гонит прочь болезни.
2 группа
Клевер, он же трилистник, он же shamrock, является национальным символом Ирландии. В Ирландии же клевер связывают с именем Святого Патрика, покровителя изумрудного острова. На примере клевера Патрик объяснял безхитростным ирландским язычникам устройство святой троицы: «как три листа растут из одного стебля клевера, так и бог един в трех лицах». Четырехлистный клевер — один из самых широко известных символов удачи. В народе считалось, что если Вы найдете четырехлистный клевер, то обязательно Вас ожидает большая удача в жизни. Листок клевера нужно высушить и всегда носить при себе. Он будет охранять от злых людей, колдовства, отводить болезни и притягивать все самое хорошее.
Растение омела по поверью, защищает от ведьм. Развешанные в домах и в стайках охраняют людей и животных.
Так как лошадь издавна считался символом силы и являлся ценным животным, то подкова, которая защищает это животное, являлась предметом, приносящим счастье. Прикреплённая к дверной балке, она должна была не пускать злых духов в дом. Если дьявол в обличье человека пытался зайти в дом, то подкова по поверью, должна была обязательно падать на его голову. Подкову вешают, открытой стороной вниз. Подкова открытая наверху, символизирует дьявольские рога. Считают, что через отверстие наверху улетит счастье.  Подкова, открытая снизу, выполняет охранную функцию. Она должна была охранять от всяких напастей, приваживать желанных гостей. О том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит. Подкова символизировала счастье не только у англичан, но и у русских и бурят. Примерно полторы тысячи лет назад коллекцию подков на дорогах Европы нельзя был собрать. Лошадей тогда не подковывали, а при необходимости на копыта надевали что – то похожее на плетеные из травы лапти. Человек, подобравший в дорожной грязи одну из первых подков, чувствовал себя счастливым не без основания: в его руках оказывался предмет из довольно дорогого по тем временам материала-железа. Подковывание лошадей повсеместно распространилось только в XIII веке. Но, перестав быть редкой и дорогой, подкова полностью сохранила авторитет своего магического  происхождения. Ведь ее, как фокусник, доставал из огня кузнец, чье ремесло издавна считалось немыслимым без постоянного противоборства с нечистой силой. О том, какую профессию считали предки самой престижной, спорить не приходится: фамилия, производная от слова «кузнец» - Кузнецов, Смидт, Ковальский, Дарханов – встречается по всему свету чаще других . Но у подковы, как у магнита два плюса. И если один – это кузнец, то другой- конь, верный помощник в борьбе с врагом и с любыми самыми темными силами. Быстрый конь и удача, спасение, добрая весть в народном сознании всегда были рядом. До сих пор вершину кровли русские называют «коньком», оттого, что наши предки и в самом деле венчали свои жилища деревянными фигурами коней, чтобы отогнать подальше от дома злых духов. Также и у бурят символом удачи является «хий морин»(дерево удачи). Все, за то, что почитали и кузнеца, и коня, воплотилось в подкове. Ее магическую силу укрепило и сходство с ободком луны, таинственной хозяйки ночного неба, испещренного звездными знаками судеб.
Белый цвет универсальный символ всего хорошего. Хороший день англичане называют «Eggwhite day»-день белый как яйцо». Такое же название мы встречаем и у бурят «ундэгэн сагаан удэр». Во время третьего крестового похода белые кресты были символом англичан.
Свастику называли "крестом счастья", составленным из четырех букв L, что трактовалось как Life, Light, Love, Luck. Вероятно, эту идею англичане и американцы позаимствовали у древних греков, которые называли свастику "гаммадион" — символ из букв Г.
Модель парусника - символ, привлекающий удачу в делах, появился в те времена, когда парусное судно ассоциировалось с прибытием товаров и денег. Соответственно, этот талисман означает символическое «прибытие» удачи.  Для эффективной работы талисмана необходимо, чтобы парусник был обращен носом вовнутрь дома, то есть именно «прибывал».
Глава 2. Символика счастья у бурят.
Мы попытались систематизировать символы счастья у бурят также по двум параметрам: живые и неживые символы
Группа 1
1.Лошадь, овца. Если отправляешься в дорогу и первым попадаются лошадь или овца, то будет сопутствовать удача. Так как эти животные по сравнению с коровой, козой животные с горячим дыханием. И у бурят они считаются солнечными животными. И у немцев также почитается лошадь как символ силы.
2.  Мышь - животное, с которого начинается 12-летний цикл, - атрибут божества Намсарая, дарующего людям богатство. Изо рта её падают священные камни чиндамани (зэндэмэни), приносящие людям богатство, изобилие. По материалам Хангалова, унгинские буряты верили тому, что белая мышь предвестники счастья.
3. Появление в доме незнакомой собаки означало приход благополучия, богатства и удачи.
4. Лось или изюбр. В дороге, если перебегает лось или изюбр дорогу слева на направо, то это счастливый знак. И наоборот, если они появляются в населённом пункте, то это не такой уж хороший знак.
Группа 2.
«Высушенная шкура белой мыши является талисманом, знаком счастья» (Дыжитов.Б). Эту информацию подтверждает ученый – этнограф М. Хангалов: «Унгинские буряты пытались ловить белую мышь, а высушенную ее шкуру, отправляясь в дорогу имели при себе»
Белый цвет у бурят положительный цвет. Раньше молодоженам ставили юрту белого цвета в знак пожелания счастья.
У бурят много благопожелательных орнаментов, олицетворяющих счастье.
Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетенный цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.  

Бурятский орнамент «Ланза хээ». Вешали над дверью, чтобы в дом не заходили воры. Выполняет охранную функцию.









«hубариhан γлхоотэй hубариhан hэеы гэрнγγд» означало пожелание много детей, ведь дети считались одним из первых богатств.

«Эбэр, хамар угалза» - рога означает много скота. У бурят источником ведения является ведение скота, поэтому символ счастья.

III. Заключение.
      Мир национально окрашен и обусловлен особенностью этнического мировидения и миропонимания. Национальная картина мира, обладая универсальными чертами, в то же время для каждого народа уникальна, поскольку отражает индивидуальный жизненный опыт, традиционные устои и способы познания определенного языкового коллектива. Любой народ имеет особую картину мира. В этом проявляется специфическое человеческое восприятие мира.
Выявлены следующие универсальные общечеловеческие черты символики счастья:
1) символика подковы
2) символика белого цвета
3) символ лошади
Специфические черты символики счастья присущие только одной культуре:
Для английской культуры: 1) символики растения омелы
2) символика кленовой ветки с четырьмя листьями
3) символики трубочиста
4) символика божьей коровки
5) символика парусника
6) символика трёхцветной кошки
Специфические черты символики счастья присущие только бурятской культуре:
1) символика белой мыши
2) символика благопожелания.

.


IV.  Использованная литература:

1. Хуан Эдуард Керлот. Словарь символов. – М,: REFL-book, 1994
2. Хангалов М. Н. Этнографические заметки. Бурятское книжное издательство . 1981.-208с.
3. Жуковская Н. Л. Категории и символы, традиционные культуры монголов. – М: наука. Гл.ред. Вост.лит., 1988. – 196 с.
4. Уланов А. И. Бурятский героический эпос. -Улан – Удэ: бурятское книжное издательство. 1963.-220с.
5. Тумахане А. В. Бурятские народные искусства. – Улан-Удэ: бурятское книжное издательство. 1970. – 111 с.
Интернет источник:
Информаторы: 1) Б. Дыжитов
                           2) учащиеся Сосново – Озерской общеобразовательной школы №1

                           3) Преподаватели Сосново – Озерской средней общеобразовательной                             школы №1

среда, 26 сентября 2012 г.

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны
Без этих строк истории страницы.



Посвящается светлой памяти

моих родителей

Цыбикова Жигжит Цыбиковича

и Болсоевой Балмы Чимитовны

История моего рода

Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Этой мысли вторит и бурятская пословица: «Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается. Уггүй хүн байхагүй, утаагүй гал байхагүй».

Мой отец – Цыбиков Жигжит Цыбикович всю жизнь работал экономистом в системе Еравнинской потребкооперации, был честным и уважаемым человеком в районе. Ветеран Великой Отечественной войны. Хори-бурят рода мэнгэй хальбан.

Мой дед - Цэбэг гулва правил родом Гулбайн хальбангууд в конце 19 и в начале 20 века. Мой прадед Хулэг Галдана был в своё время титулярным советником (информатор Баранникова Я.П.).

Зодбын ламхай был моим родственником по отцовской линии. На старинной фотографии (см. внизу) изображён старинный Эгитуйский деревянный дацан. В центре сидит Зодбын ламхай. Он был родом из Голубайских хальбинов, из знаменитого рода лам с высокими званиями. Зодбын ламхай был знаменит в буддийском мире. Он открыл с разрешения Тибетского сановника факультет Жуд в Эгитуйском дацане. Пытался переместить Эгитуйский дацан, который находился почти на западной границе Еравны в местечко Чиндалай в Голубае (между Ширингой и Исингой). Это было благородным стремлением поставить дацан в самом центре Еравны. Этот поступок совершён ради интереса многих людей, живущих в восточных сёлах Телемба, Шакша, чтобы им было легче добраться до дацана. «В 1896 году ширетуй Зодбоев начал переговоры о перенесении Эгитуйского дацана в местечко Шэндалай». «Переписка между Верхнеудинским земским исправником, Хоринской степной Думой и доверенными еравниниских бурят о перенесении дацана в район Еравнинских озёр». Этими строками из архива Эгитуйского дацана (Ф. 285. оп. 2) подтверждаем вышесказанное.

О том, что восточная часть еравнинских бурят очень нуждались в дацане, и что мой родственник Зодбын ламхай действовал во имя людей, говорит следующий документ: «Всепресветлейший Державнейший Великий государь Александр Николаевич!

Когда на пространстве от области гор. Читы по Верхнеудинскому тракту до Кондинской станции 3000 мужских и женских полов, исповедуют буддийскую веру, - дабы повелено было выстроить въ своих урочищах и именно на речке Конда деревянный дацанъ посредствомъ посильных пожертвований состоятельных людей.

Августа 25 дня 1858 года

Подлинное написали

Хоринский Главный Тайша Очировъ» (Мир буддийской культуры, 2001, 87)

В 1897 году часть бурят из западной части Еравны отправили прошение Богдо гэгэну в Монголию, чтобы оставит дацан на месте. Хотя в Шэндалай началось строительство нового дацана, по приказу Богдо-гэгэна пришлось оставить строительство. Приказ был таков: оставить на месте, но обновить.

Зодбын ламхай был ламой, достигшим высокой ступени медитации, образованным добрым человеком. Около Эгитуйского дацана в стороне от других ступ одиноко белеет субурган, посвящённый Жудэй хамба Зодбын ламхай.

Из родственников моего отца Жигжита Цыбиковича особо выделялся его двоюродный брат Галдан Хабтын Ћатюун из рода мэнгэй хальбан. Про него очень много написал писатель Сергей Бахлаев. Мы хотим ещё добавить. Ћатюун был остроумным весельчаком, помогал всегда нуждающимся. Один улан-еравнинский дед рассказал, что он молодым попал в Читинскую тюрьму и когда его через некоторое время выпустили, то у него не было денег, чтобы добраться до Еравны. Голодный и холодный шагал он по читинским улицам и вдруг встретил Ћатюна, который дал ему немного денег на дорогу и повёл его кормить в ресторан. В ресторане Ћатюн подошёл к столу, где сидели офицеры и кушали. Ћатюн стал трогать руками их пищу и спрашивать: «Это сколько стоит? А это сколько стоит?». Брезгливые офицеры оставили еду и ушли. А Ћатюн сказал земляку: «Ну-ка садись, будем кушать». Данная история говорит о его смелости и находчивости. (информатор Г. Цыбикова). Внук Ћатюна Буда ахай Цыдендамбаев из Можайки рассказывал о том, как его дед сватался к дочери самого богатого в восточной части Еравны Тэрхэ-баяна. Когда он пришёл, Тэрхэ баян не хотел его пустить. Тогда он с ходу сочинил песню и спел:

«Адуунайтнай олонhоо

абаашахаяа ерээгуйб

Айдархан Дулмын захяагаар

айлшалаад ошохоёо ерээб

Хонинойтной олонhоо

Хулуухаяа ерээгуйб

Холшорхон Дулмын захяагаар

Хоноод ошохоёо ерээлби»

(Мне не нужен табун лошадей, а нужна красавица Дулма, по приглашению которой я пришёл погостить. Мне не нужно стадо овец, а нужна красавица Дулма). По рассказу моей мамы Тэрхын Дулма абгай была очень красивой женщиной даже в старости. Моя мама несколько раз гостила у неё в Чите.

Старший брат моего отца Шотхойн Дари, отданный другой семье, 9 лет был в ссылке. Был репрессирован. Его дочь Сэмжит абгай очень часто бывала у нас.

А сейчас настала пора рассказать о моём самом любимом предке, о легенде и гордости рода. Это прадед по материнской линии Бойбон Цэдэн. Я Сэсэгма дочь Балмы – Балма дочь Дулмажаб – Дулмажаб дочь Цэдэн – Цэдэн сын Бойбона. Как вы видите, здесь всё идёт по женской линии. Моя мама говорит, что родня по материнской линии у хори – бурят ближе и роднее. Она называется роднёй по крови, а отцовская родня – родня по кости. Братьев матери называют нагаса, на свадьбах сажают на самое почётное место. Говорят «Хунэй эхин – нагаса, уhанай эхин – булаг» (начало человека – дядя по матери, начало воды – ключ). По словам моей матери Болсоевой Балмы Чимитовны у бурят запрещается черпать воду из водоёмов в сумерках. Разрешается только в двух случаях: если ребёнок родился и нужна вода, во-первых; если пришёл в гости нагаса, во вторых.

В глухой еравнинской тайге, по старой Московской дороге, недалеко от вершины Уды, в местности Саган Марса есть полуразрушенный субурган. Этот субурган самый древний субурган, сохранившийся в годы репрессии, когда другие ступы были разрушены. Данный субурган был построен Бойбон Цэдэном, правнучкой которого я являюсь. По словам моей матери, субурган построил Бойбон Цэдэн в 1870-ых гг. Недалеко от Кондинской почтовой станции по Старой Московской дороге, в местности Саган Марса жили мои прадедушка и прабабушка и ещё 10 семей. Бойбон Цэдэн поехал на лошадях в Тибет, в Лхасу, чтобы поклониться Далай ламе. По дороге он менял несколько лошадей. После приезда из Тибета построил субурган «Жанчип шодон», ступу Просветления. Бойбон Цэдэн был бездетным, но после постройки субургана появились у него три дочери, одна из которых является моей бабушкой.

Сейчас в местности Саган Марса никто не живёт, добраться туда очень трудно. Нелюдность явилось основной причиной сохранения субургана, построенного в 1870-ых годах. Он сохранился в первозданном виде до 1960-ых годов, почти 90 лет. Со слов жительницы села Сосново-Озёрска 1952 года рождения А.Б. Жамагановой «в 1960-ые годы я со своими родителями жила недалеко от ступы, малолетней девочкой ходила к субургану и молилась» мы узнаём, что в 1960 году субурган был в целости и сохранности. Я родилась в 1960 году. Помню, когда мне было 14 лет, я впервые услышала от матери, что нужно было бы съездить к субургану, посмотреть, что там повреждено. От матери я услышала, что дядя принёс саблю и божка оттуда, потому, что субурган кто-то начал разрушать. В 2004 году 11 августа был вновь восстановлен субурган «Жанчип шодон», воспринимающая облагораживающие лучи Космоса. Как память о первозданности ступы, оставлена её основа из больших белых камней. Так как во времена моего прадеда Цэдэна не было современных материалов, из которых сейчас строят ступы.

У бурят дети, уже заимев собственные семьи, часто живут с родителями. С моими родителями тоже жили мои дедушка и бабушка по матери. В этом, я думаю, одно из отличий Востока от Запада. Дети живут не для вас, а для своих детей. Это вертикаль, устремленная в вечность. Я хочу сказать о моих родителях Жигжит Цыбиковиче и Балме Болсоевой, которые меня воспитали. Учили уважать старших, почитать семейные традиции. Я получила от моих родителей бесценный дар – порядочность, уважительное отношение к другим людям, стремление к знаниям.

Нам были память и любовь даны,
Чтобы сердцам ушедшим поклониться,
И, может статься, будут неполны

Без этих строк истории страницы.

Использованная литература

Фонд Эгитуйского дацана Ф 285 оп.2

Мир буддийской культуры, 2001, 87

Эрдынеев Р.Э. Эгэтын дасан. // Ярууна. – 2001. – 13 июня

Моя Еравна – Мой край родной: юбилейный выпуск к 75-летию. – Улан-Удэ, 2002 г.

Информаторы

Болсоева Балма, хубдут, 1916 г.р.

Цыдендамбаев Буда ахай, мэнгэй хальбан, 1928 г.р.

Баранникова Я.П., мэнгэй хальбан по матери, 1945 г.р.

Цыбикова Г.Ц. , мэнгэй хальбан, 1947 г.р.

Дыжитов Б.Я., ноётский род, булагад, 1957 г.р.

Цыбикова С.Ж.